Главная » Статьи » ВЫСТУПЛЕНИЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ » Коррекционно-воспитательная работа

Трудовое обучение и воспитание

Трудовое обучение и воспитание во вспомогательной школе выполняет функции социально-трудовой реабилитации и адаптации учащихся. Вся учебно-воспитательная работа в школе направлена на то, чтобы каждый ученик ясно представлял себе, место в трудовом процессе, знал, что и зачем он делает, чувствовал, что его работа – необходимая часть общего труда.

Коррекционная направленность уроков труда это обогащение и коррекция представлений об окружающей среде, развитие мышления, памяти, воли, моторики, воспитание трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, коллективизма.

Обучение труду имеет несколько этапов, которые решают свои специфические задачи:

1 этап (1-3 класс). Учащиеся готовятся к обучению в условиях школьной мастерской. На этом этапе изучаются индивидуальные возможности каждого, делаются предварительные выводы о реальных возможностях ребенка относительно дальнейшей трудовой подготовки к той или иной профессии, которой можно овладеть в условиях школьного обучения.

2 этап (4 класс). Учащиеся ориентируются в выбранной специальности, получают основные сведения о сфере использования полученных знаний и умений. Задача этого года обучения – определить окончательно профиль трудового обучения.

3 этап (5-8 класс). Учащиеся овладевают основами профессии, получают знания о процессе изготовления изделий.

4 этап (9 класс). На этом этапе учащиеся приобретают производственную специализацию, овладевают несложными рабочими профессиями: столяра, швеи, штукатура-маляра. Выбор профиля трудового обучения определяется нуждами города и региона.

В школе учащиеся приобретают рабочие специальности: швея, столяр-плотник, штукатур-маляр.

Овладение специальностями происходит медленно. Причины: нарушение моторики, низкий уровень самостоятельности, непрочное усвоение приемов работы. В процессе овладения профессионально-трудовой подготовкой сложные операции расчленяются на простые. Встречаются определенные трудности, связанные с ориентировкой в задании, планированием действий, самоконтролем, саморегуляцией. Коррекционная задача – оказать помощь в осознании задания и способов его выполнения, учить пользоваться инструкцией, инструментами.

Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым учащимся в трудовой и познавательной деятельности, вырабатываются умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Программа по штукатурно-малярному делу предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий и возможность дальнейшей специализации по другим строительным специальностям, связанным с выполнением операций штукатурки и окраски.

В 7 классе учащиеся овладевают такими знаниями и умениями как работа с водными составами, окраски с помощью краскопульта, штукатурка кирпичных и бетонных поверхностей, знакомство с организацией штукатурных работ на производстве, штукатурка дверных и оконных откосов. Уровень развития на конец учебного года достигает 58%.

В 8 классе учащиеся закрепляют полученные знания по штукатурно-малярному делу и овладевают более сложными приемами в трудовой деятельности такими как оклеивание поверхностей обоями, настилка линолеума и каменные работы. Уровень знаний на конец учебного года – 62%.

В 9 классе учащиеся умеют организовать рабочее место, планировать свою работу и самостоятельно выполнять ее, выбирая соответствующие инструменты и материалы. Уровень развития учащихся на конец года достиг 85%.

За 3 года обучения профессии штукатура-маляра учащиеся овладели общетрудовыми умениями и навыками по специальности и активно участвовали в общественно-полезном труде школы:

-       произвели оклейку стен в классных, бытовых комнатах, рекреации;

-       произвели ремонт потолка в кабинете математики (штукатурка, побелка);

-       произвели текущий ремонт методического кабинета, столярной мастерской (побелка, покраска, оклеивание обоев);

-       ремонт панелей в коридорах;

-       отремонтировали частично фундамент школьного здания (кирпичная кладка, оштукатуривание поверхности);

-       наклеивание линолеума на полы в коридоре под руководством учителя;

-       оштукатуривание оконных откосов после замены окон, ремонт дверных откосов;

-       работы по благоустройству школьного двора.

В процессе выполнения задания накоплен практический опыт, учащиеся стремились достичь конечной цели, качественно и своевременно выполнить работу. К окончанию школы многие выпускники овладевают, согласно своим познавательным возможностям, необходимым объемом знаний и практических умений по профессии и продолжают обучение в специальных группах профессионально-трудовых лицеях г. Енакиева, г. Горловки, г. Ясиноватой.

Программа по швейному делу предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению заданий швеи-мотористки и возможность дальнейшей специализации по другим специальностям, связанным с пошивом и ремонтом швейных изделий.

На уроках швейного дела в 7 классе предусматривается изучение технологий и освоение приемов шитья бельевых изделий. Эти изделия сравнительно просты по конструкции, и при их изготовлении используется несложная технология. Закрепляются приемы работы на швейной машинке с ножным приводом. Выполняли общественно полезную работу учащиеся 7 класса по пошиву 70 наволочек для спален, производили ремонт одежды. На конец 7 класса качество знаний учащихся составило 73%.

В 8 классе изучается технология пошива легкого платья, юбки, процесс шитья которых состоит из множества операций. Учащиеся осваивают новые приемы работы, учатся анализировать сложные изделия, определять последовательность их изготовления. Общественно полезную работу учащиеся 8 класса выполнили качественно. Было пошито 120 покрывал для спален, изготовлен ламбрекен для кабинета швейного дела. Качество знаний учащихся на конец учебного года составил 78%.

Закончив курс обучения швейному делу, учащиеся научились ориентироваться в трудовом задании, планировать и контролировать ход его выполнения, изучили приемы работы на швейных машинах (с ручным, ножным, электрическим приводом) универсальных и специальных. Учащиеся осознанно относятся к соблюдению правил техники безопасности. У них воспитано устойчивое положительное отношение к труду и необходимые в трудовой деятельности качества личности (ответственность за порученное дело, честность, готовность помочь товарищу, работать в бригаде, коллективе на общую пользу).

Общественно полезная работа выполненная выпускниками: пошив штор для классов, бытовых комнат, коридоров, столовой (всего 450 м.). Постоянно производили ремонт одежды учащихся (наложение заплат, подшив брюк), изготавливали костюмы для выступлений.

Качество знаний учащихся 9 класса на конец года – 85%.

Составлены договора о совместной работе с Енакиевским профессиональным лицеем и Ясиноватским профессиональным лицеем. Их работники проводят встречи с учениками и их родителями в школе-интернате, день открытых дверей. Рассказывают об условиях обучения и дальнейшего трудоустройства. 80% выпускников школы-интерната после окончания профессионально – технического лицея  работают по специальности.

Во вспомогательной школе в связи  с неоднородностью контингента учащихся организованы учебные мастерские различных профилей трудовой подготовки, в том числе по профессиям, доступным для овладения учащимися с отклонениями в развитии. Отбор учащихся для обучения,  по конкретным специальностям, проведен дифференцированно, с учётом степени выраженности основного и сопутствующих дефектов.

Категория: Коррекционно-воспитательная работа | Добавил: defaultNick (24.01.2010)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: