Главная » Статьи » СЦЕНАРИИ, РАЗРАБОТКИ УРОКОВ » Нестандартные уроки

Повесть Д. Мамина-Сибиряка “Серая Шейка”
Специальная общеобразовательная школа - интернат для детей с недостатками в умственном и физическом развитии УРОК чтения в 5 классе Повесть Д. Мамина-Сибиряка “Серая Шейка” Занятие в школе искусств. Учитель Капланян Н.Н Тема урока: Повесть Д. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка". Задачи урока: Расширять представление учащихся о красоте родной природе, о ее влиянии на формирование эстетических чувств у людей. Совершенствовать навыки быстрого выразительного чтения. Развивать воображение, наблюдательность, память, образное мышление, речь, умение слушать учителя, самостоятельно работать в группах, точно высказывать свою мысль, делать анализ прочитанного. Воспитывать любовь к природе, желание трудиться в группе, интерес к чтению, учебе. Тип урока: Усвоение новых знаний, умений и навыков Оборудование: Учебник "Книга для чтения" З.В.Малышева (5 класс) иллюстрации осеннего неба, магнитофон с кассетами записей мелодий "Времена года" П.И. Чайковского; раздаточный материал для работы в группах, таблицы упражнений по развитию техники чтения, таблички с контрольными словами, краски, карандаши, фломастеры. Ход урока I Общекоррекционная работа. 1. Организация класса. Проверяю готовность класса к уроку. 2. Нервно-психическая подготовка. "Уж небо осенью дышало..." -Как понимаете это выражение? -Чем отличается небо осенью от неба летом? 3. Дидактико-психологическая подготовка. Учитель: Сегодня на уроке чтения мы с вами отправимся в школу искусств. - Как вы думаете, чему там можно научиться? Уч-ся - Рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах, танцевать, ставить спектакли. Учитель - Правильно. Но мы не только познакомимся со школой искусств, но и сами будем сами ее учениками. И нам с вами надо будет выполнять задания. Поможет вам в этом наша Книга по чтению. В школу искусств поступают те, кто хорошо и быстро сможет выполнить упражнения. II Актуализация опорных знаний. 1 Мозговой штурм. - По какому полю движется комбайн? (Полю пшеницы) - На каком поле играют футболисты? (Футбольном) - По какому полю движутся наши глаза, когда мы читаем? (Полюзрения) - Чтоб глаза не уставали, на что нужно ориентироваться? (На центр страницы) - Каким бывает поле зрения? (Узким и широким) 2 Упражнение "Волшебные квадраты С О М : М О Л А А : О Л Д О К : Р О К 3 Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения "Осеннее" М.Пришельца уч-ся. III Работа над темой урока. 1 Сообщение темы и ожидание. - Какое сейчас время года? Учитель: "Я хочу, чтобы вы быстро просмотрели рассказ Д. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка" (I часть) и определили, о чем мы сегодня с вами будем читать, говорить (Об осени, о животных, о птицах, о небе, о красоте природы осенью)" Ответы в рисунках закрепляются на доске. 2 Распределение по группам. -Сейчас осень, мы очень много говорим об особенностях этой поры года. А сегодня я предлагаю вам самим побыть художниками, поэтами, музыкантами, артистами и отправиться в школу искусств, где вас ждут задания. На стенах висят таблички с указателями классов школы искусств. - Каждый выбирает себе задание по интересу, но помните, что в группе должно быть 2-3 человека. - Внимательно послушайте стихотворение А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" и подумайте, какое бывает небо осенью. 3 Упражнение "Карусель". На доске висят картины с изображением осеннего неба. Каждая группа выбирает себе тот пейзаж, который больше всего понравился и под ним на листе за 2 минуты описывает, какое именно небо здесь изображено. -Подбирайте красивые, точные слова из русского языка, характеризующие осеннее небо. Группы пишут. Меняются местами, дополняя эпитетами столбики слов. Группы возвращаются на исходные места и защищают свои определения. (Синее, лазурное, чистое, голубое, серое, хмурое, печальное, осеннее, стальное, прозрачное, мутное и т.д.) 4 Коллективная работа над изучением рассказа. - А сейчас мы узнаем, как писатель Д. Мамин-Сибиряк определил состояние осеннего небо в повести "Серая Шейка" - Чтение рассказа учителем, - Чтение рассказа уч-ся - Словарная работа: холодные утренники, поросль, иней, вожак, ключик, косяк. 5 Этноминутка. -Ребята, о что мы можем узнать из предложений этого рассказа об осени? (Что это - описание ранней осени, начала поры отлета птиц, состояния осеннего неба). -А можем ли мы по этим кратким описаниям определить приметы осенней погоды? -В тексте есть слова: "Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь..." ..."Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом". "По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем, тонкий, как стекло, лед таял". "'Первый осенний холод, от которого пожелтела трава..." "Вода в реке потемнела, а сама река казалась больше, потому что берега оголели, береговая поросль быстро теряла листву..." ..."От инея пожелтели березки и покраснели осины..." -Прочитайте рассказ самостоятельно, быстро, старайтесь охватить глазом сразу несколько слов. 6 Чтение текста по ролям. -Так почему же осенью небо печальное? А почему ласковое? Физкультминутка. ("Солнце по небу гуляло") 7 Работа в группах. - Отдохнули? Продолжим работу в школе искусств. Все вы по группам получаете задания. На их выполнение вы имеете 10 минут. Выполнение заданий в группах. Художники. Инструкция: 1 Вспомните содержание рассказа. 2 Обдумайте изображение осеннего неба. Опорные слова: низкое, осеннее, серое, угрюмое, стальное, с нависшими тучами. 3 Нарисуйте осеннее небо. Поэты (писатели). Инструкция: 1 Вспомните содержание рассказа, известные вам об осени. 2 Составьте небольшой рассказ, используя такие слова и словосочетания (тучи плывут, пришла осень, небо серое, печальное, редко светит солнышко, в воздухе кружатся листья, холодно, прощальные крики птиц, стаи журавлей, гусей). 3 Запишите составленное вами сочинение миниатюру. Музыканты. Инструкция: 1 Вспомните содержание рассказа. 2 Обдумайте картину осеннего неба. Составьте опорные слова для его описания. 3 Из магнитофонных записей подберите музыку к описанию к осени. 4 Артисты. Инструкция: 1 Вспомните содержание рассказа. 2 Вспомните выражения из рассказа, характеризующие позднюю осень. 3 Придумайте диалог. 4 Покажите сценку с этим диалогом. 8 Презентация работ. Начинают музыканты, продолжают писатели, артисты, художники. IV Заключительная часть. 1 Итог урока. Рефлексия. - Понравилось ли вам быть учениками школы искусств? - Как вы думаете, пригодятся ли вам умения, которыми вы сегодня овладели на уроке, в будущем? - Что вы хотели бы узнать, чему научиться в дальнейшем на наших уроках? Учитель - Мне понравились ваши творческие работы, поэтому я всем хочу подарить на память о школе искусств красивые закладки для книг. 2 Задание на самоподготовку. Читать, пересказывать I часть рассказа "Серая Шейка", отвечать на вопросы (стр. 125 - 127). 3 Комментирую и выставляю оценки за урок. 4 Организованное окончание урока.
Категория: Нестандартные уроки | Добавил: defaultNick (19.10.2010)
Просмотров: 1447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: