Специальная общеобразовательная школа - интернат для детей с недостатками в умственном и физическом развитии
УРОК
чтения в 5 классе
Повесть Д. Мамина-Сибиряка “Серая Шейка”
Занятие в школе искусств.
Учитель Капланян Н.Н
Тема урока: Повесть Д. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка".
Задачи урока: Расширять представление учащихся о красоте родной природе,
о ее влиянии на формирование эстетических чувств у людей. Совершенствовать навыки быстрого выразительного чтения. Развивать воображение, наблюдательность, память, образное мышление, речь, умение слушать учителя, самостоятельно работать в группах, точно высказывать свою мысль, делать анализ прочитанного.
Воспитывать любовь к природе, желание трудиться в группе, интерес к чтению, учебе.
Тип урока: Усвоение новых знаний, умений и навыков
Оборудование: Учебник "Книга для чтения" З.В.Малышева (5 класс)
иллюстрации осеннего неба, магнитофон с кассетами записей мелодий "Времена года" П.И. Чайковского; раздаточный материал для работы в группах, таблицы упражнений по развитию техники чтения, таблички с контрольными словами, краски, карандаши, фломастеры.
Ход урока
I Общекоррекционная работа.
1. Организация класса.
Проверяю готовность класса к уроку.
2. Нервно-психическая подготовка.
"Уж небо осенью дышало..."
-Как понимаете это выражение?
-Чем отличается небо осенью от неба летом?
3. Дидактико-психологическая подготовка.
Учитель: Сегодня на уроке чтения мы с вами отправимся в школу искусств.
- Как вы думаете, чему там можно научиться?
Уч-ся - Рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах, танцевать, ставить спектакли.
Учитель - Правильно. Но мы не только познакомимся со школой искусств, но и сами будем сами ее учениками. И нам с вами надо будет выполнять задания. Поможет вам в этом наша Книга по чтению.
В школу искусств поступают те, кто хорошо и быстро сможет выполнить упражнения.
II Актуализация опорных знаний.
1 Мозговой штурм.
- По какому полю движется комбайн? (Полю пшеницы)
- На каком поле играют футболисты? (Футбольном)
- По какому полю движутся наши глаза, когда мы читаем? (Полюзрения)
- Чтоб глаза не уставали, на что нужно ориентироваться?
(На центр страницы)
- Каким бывает поле зрения? (Узким и широким)
2 Упражнение "Волшебные квадраты
С О М : М О Л
А А : О Л
Д О К : Р О К
3 Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения "Осеннее" М.Пришельца уч-ся.
III Работа над темой урока.
1 Сообщение темы и ожидание.
- Какое сейчас время года?
Учитель: "Я хочу, чтобы вы быстро просмотрели рассказ Д. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка" (I часть) и определили, о чем мы сегодня с вами будем читать, говорить (Об осени, о животных, о птицах, о небе, о красоте природы осенью)"
Ответы в рисунках закрепляются на доске.
2 Распределение по группам.
-Сейчас осень, мы очень много говорим об особенностях этой поры года. А сегодня я предлагаю вам самим побыть художниками, поэтами, музыкантами, артистами и отправиться в школу искусств, где вас ждут задания.
На стенах висят таблички с указателями классов школы искусств.
- Каждый выбирает себе задание по интересу, но помните, что в группе должно быть 2-3 человека.
- Внимательно послушайте стихотворение А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" и подумайте, какое бывает небо осенью.
3 Упражнение "Карусель".
На доске висят картины с изображением осеннего неба. Каждая группа выбирает себе тот пейзаж, который больше всего понравился и под ним на листе за 2 минуты описывает, какое именно небо здесь изображено.
-Подбирайте красивые, точные слова из русского языка, характеризующие осеннее небо.
Группы пишут. Меняются местами, дополняя эпитетами столбики слов.
Группы возвращаются на исходные места и защищают свои определения.
(Синее, лазурное, чистое, голубое, серое, хмурое, печальное, осеннее, стальное, прозрачное, мутное и т.д.)
4 Коллективная работа над изучением рассказа.
- А сейчас мы узнаем, как писатель Д. Мамин-Сибиряк определил
состояние осеннего небо в повести "Серая Шейка"
- Чтение рассказа учителем,
- Чтение рассказа уч-ся
- Словарная работа: холодные утренники, поросль, иней, вожак,
ключик, косяк.
5 Этноминутка.
-Ребята, о что мы можем узнать из предложений этого рассказа об осени? (Что это - описание ранней осени, начала поры отлета птиц, состояния осеннего неба).
-А можем ли мы по этим кратким описаниям определить
приметы осенней погоды?
-В тексте есть слова: "Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь..."
..."Это было ранним осенним утром, когда вода еще была покрыта густым туманом".
"По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем, тонкий, как стекло, лед таял".
"'Первый осенний холод, от которого пожелтела трава..."
"Вода в реке потемнела, а сама река казалась больше, потому что берега оголели, береговая поросль быстро теряла листву..."
..."От инея пожелтели березки и покраснели осины..."
-Прочитайте рассказ самостоятельно, быстро, старайтесь охватить глазом сразу несколько слов.
6 Чтение текста по ролям.
-Так почему же осенью небо печальное? А почему ласковое?
Физкультминутка. ("Солнце по небу гуляло")
7 Работа в группах.
- Отдохнули? Продолжим работу в школе искусств. Все вы по группам получаете задания. На их выполнение вы имеете 10
минут.
Выполнение заданий в группах.
Художники.
Инструкция: 1 Вспомните содержание рассказа.
2 Обдумайте изображение осеннего неба.
Опорные слова: низкое, осеннее, серое, угрюмое, стальное, с нависшими тучами.
3 Нарисуйте осеннее небо.
Поэты (писатели).
Инструкция: 1 Вспомните содержание рассказа, известные вам
об осени.
2 Составьте небольшой рассказ, используя такие слова и словосочетания (тучи плывут, пришла осень, небо серое, печальное, редко светит солнышко, в воздухе кружатся листья, холодно, прощальные крики птиц, стаи журавлей, гусей).
3 Запишите составленное вами сочинение миниатюру.
Музыканты.
Инструкция: 1 Вспомните содержание рассказа.
2 Обдумайте картину осеннего неба. Составьте опорные слова для его описания.
3 Из магнитофонных записей подберите музыку к описанию к осени.
4
Артисты.
Инструкция: 1 Вспомните содержание рассказа.
2 Вспомните выражения из рассказа, характеризующие позднюю осень.
3 Придумайте диалог.
4 Покажите сценку с этим диалогом.
8 Презентация работ.
Начинают музыканты, продолжают писатели, артисты, художники.
IV Заключительная часть.
1 Итог урока. Рефлексия.
- Понравилось ли вам быть учениками школы искусств?
- Как вы думаете, пригодятся ли вам умения, которыми вы сегодня овладели на уроке, в будущем?
- Что вы хотели бы узнать, чему научиться в дальнейшем на наших уроках?
Учитель - Мне понравились ваши творческие работы, поэтому я всем хочу подарить на память о школе искусств красивые закладки для книг.
2 Задание на самоподготовку. Читать, пересказывать I часть рассказа "Серая Шейка", отвечать на вопросы (стр. 125 - 127).
3 Комментирую и выставляю оценки за урок.
4 Организованное окончание урока. |